Музыка и аннотации

П.И. Чайковский Симфония №6 «Патетическая»

Шестая симфония является завершающей композицией в творчестве Петра Ильича Чайковского.

Сочинение посвящается племяннику Владимиру Давыдову. Лишь узкий круг людей знали, что ведется работа над сочинением Шестой симфонии.

Название «Патетическая» свидетельствует о том, что в симфонии противопоставлены всеобщие и глубокие темы жизни и смерти. Это название предложил Петру Ильичу его родной брат Модест. Первая часть была сочинена в рекордно короткие сроки, всего за 4 дня.

Перед началом работы над композицией, на первой странице автор отметил «Господи, благослови», а на последней странице было начертано «Господи, благодарю тебя! В этот день я завершил черновой эскиз».

Автор считал, что данное произведение является его гордостью, потому что, без преувеличения, он вложил в него всю свою душу.

Премьера состоялась 16 октября (28 октября) 1893 г. в Петербурге под управлением автора, за девять дней до смерти композитора.

П.И. Чайковский «Коронационный марш»

Торжественный коронационный марш был сочинен в марте 1883 года. Чайковский в это время находился в Париже.

В письме композитора к Н.Ф. фон Мекк от 9/21 марта 1883 года читаем: «На меня низверглись два неожиданных труда. Город Москва заказал мне торжественный марш для исполнения на празднике, который будет дан государю в Сокольниках, а коронационная комиссия прислала мне текст большой кантаты… Я уже начал сегодня писать то и другое».

Через несколько дней Петр Ильич сообщает брату Анатолию: «Эта неделя ознаменовалась учетверенной сочинительской деятельностью, ибо разом пишу кантату и марш; и то и другое нужно делать поскорее, и я работаю на всех парах. И опять-таки имею основание быть довольным собой. Работы эти берут у меня много времени, но не стоили никакой натуги и напряжения: все идет у меня легко, скоро, хорошо,- и я совершенно доволен как тем, так и другим».

26 марта партитура  Коронационного марша была высланы в Москву. Торжественный коронационный марш для оркестра впервые прозвучал во время коронационных торжеств в Москве 23 мая 1883 года на Сокольническом кругу под управлением С.И. Танеева. Затем он появился в программах петербургских и московских симфонических собраний.

5 мая 1891 года этим маршем, исполненным американским оркестром под управлением Чайковского, был открыт знаменитый ныне «Карнеги-холл» в Нью-Йорке. Этим произведением начинался концерт.

П.И. Чайковский «Славянский марш»

П.И. Чайковский «Славянский марш» Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана. Дирижер Павел Коган

«Славянский марш» был написан и посвящено Сербско-турецкой войне 1876−1877 гг.

Первоначально марш так и назывался — «Сербско-русский марш», но перед изданием сам Чайковский переименовал его в «Славянский». Музыка писалась в пользу общества Красного креста и в помощь раненым добровольцам из России. Казалось бы — политизированное и идеологизированное сочинение. В «Славянском марше» звучат народные темы — в данном случае это сербские народные песни («Солнце ярко не сияет одинаково» и др.).

Вся первая часть посвящена поэтому борьбе сербов против Турции. Дальше — вступление России, «Боже, царя храни» и кода-триумф. Сочинение вызвало фурор.

Все первые концерты — на бис целиком. В газетах писали: «…едва ли не самая замечательная иллюстрация общественного настроения из всех художественных произведений всех родов искусства, которые были вызваны совершающимися у всех на глазах событиями».

Музыку Чайковский написал за пять дней. Не менее интересна история о том, как он сам начал дирижировать своим «Маршем». Дело в том, что в отличие от блестящих оценок по композиции, инструментовке, игре на рояле и органе, по дирижированию в консерватории он получил оценку «удовлетворительно». Дирижирование — серьезная работа: держать в руках целый коллектив (оркестр) и держать одновременно зал (при этом стоя к нему спиной). Возможно, П. И. Чайковский был довольно замкнутым человеком, даже застенчивым, весь опыт дирижирования до этого был для него самого не самым убедительным.  «…дирижерство, конечно, дается мне с некоторым трудом и требует сильного напряжения всей нервной системы. Но я поборол свою природную застенчивость».

Однако после победного исполнения «Славянского марша» Чайковский всегда будет дирижировать сам. Только в следующем после написания году — по всему миру, от Тифлиса до Нью-Йорка. Там же разносилась по миру и его музыка, в том числе большим успехом пользовалось исполнение «Славянского марша».

На сайте Кеннеди-центра написано, что именно им часто заканчивались концерты в городах США, под бурные аплодисменты и возгласы.

Титульный лист партитуры прижизненного издания
Славянского марша П. И. Чайковского

Л.В. Бетховен «Седьмая симфония»

Седьмая симфония написана Бетховеном в 1812 году и выделяется своей оригинальностью и очарованием. Тема радостного прославления жизни, веселья, юмора нашла в ней яркое преломление, господствует стихия бытового танца. В целом в симфонии слышится удивительный синтез двух ведущих образных сфер симфонизма Бетховена — победно-героического и танцевально-жанрового.

Финал симфонии представляет собой «какую-то вакханалию звуков, целый ряд картин, исполненных беззаветного веселья…» (Чайковский), он «воздействует опьяняюще. Льется огненный поток звучаний, как лава испепеляя все, что ему противится и встает на пути: пламенная музыка увлекает за собой безоговорочно» (Б. Асафьев).

Вагнер назвал финал дионисийским празднеством, апофеозом танца, Роллан — бурной кермессой, народным праздничным гуляньем во Фландрии. Поразительно слияние самых разных национальных истоков в этом буйном круговом движении, объединяющем ритмы танца и марша: в главной партии слышатся отголоски плясовых песен Французской революции, в которые вкрапливается оборот украинского гопака; побочная написана в духе венгерского чардаша. Таким празднеством всего человечества заканчивается симфония. Действительно, поэзия танца (то есть коллективно организованного ритмического движения). Седьмая симфония «непостижимо прекрасная», по словам М.И.Глинки. А.Н. Серов усматривал в ней «героическую идиллию».

Иоганнес Брамс «Вальсы»

Брамс Вальс (опус 39) -Пианист Фрэнк Леви

Цикл 16 фортепианных вальсов опуса 39 был написан Иоганнесом Брамсом в период его работы в Вене (1865 г). Он посвящен известному музыкальному критику Э. Ганслику и впервые был опубликован в 1867 году.

Вальсы представляют собой миниатюры, написанные преимущественно в простых формах и непосредственно переходящие одна в другую. Здесь быстрые пьесы сменяются медленными, оживленные — задумчивыми.

Вальсы объединяются не только характерным ритмом бытового танца, но и тонально, поскольку зачастую отдельная пьеса в своей тональности связана с предыдущей по принципу одноименной (ми минор — Ми мажор) или параллельной (Си мажор — соль диез минор) и др.

В цикле преобладают мажорные тональности, подчеркивающие светлое настроение и незатейливость выразительных пьес.

Александр Скрябин «Симфония № 1» ми мажор


Александр Скрябин «Симфония № 1» ми мажор. Национальный филармонический оркестр России.
Главный дирижер — Владимир Спиваков. Дирижирует Денис Ханжов

А. Н. Скрябин написал в 1900 году. Это сочинение — одно из первых произведений, в котором ярко выражена идея Скрябина об искусстве, морально преображающем человека.

Композитор начал писать эту симфонию летом 1900 года.

Впервые симфония была исполнена 11 (24) ноября 1900 года под управлением Анатолия Константиновича Лядова. Было исполнено только пять частей, так как хор в этом исполнении участия не принял из-за сложности исполнения последней части. Вся симфония с хором и солистами была исполнена 16 марта 1901 года на концерте, посвящённом памяти Н.Г.Рубинштейна.

В ноябре 1900 года за эту симфонию композитору была присуждена Глинкинская премия.

Четвертая часть — скерцо — отстранение от основного содержания симфонии, причудливая игра. Звучат подвижные, легкие мелодии в вы­соком регистре деревянных инструментов, аккомпанемент пиццикато струнных усиливает впечатление прозрачности. Средний раздел, как и в предшествующей части, пасторален. Такой характер достигается, в частности, появлением мелодий в пентатонном ладу.

Франц Шуберт – «Военный марш»

Франц Шуберт – «Военный марш» опус 51 №1.
Королевский стокгольмский филармонический оркестр.

Шуберт охотно пишет  марши, получившие широкое распространение в XIX веке. Марши Шуберта, подавляющее большинство которых написано для фортепиано в четыре руки, обнаруживают близость к бытовым прообразам несколько в ином плане, чем это имеет место в вальсах. Они не связаны непосредственно ни с походными, ни с торжественными маршами, рассчитанными духовными оркестрами, чаще всего на воздухе, т. е. лишены прикладного значения. Вместе с тем они достаточно ощутимо отражают бытовую природу жанра, перенося её из условий строевой парадной воинской службы в условия любительских занятий музыкой. В маршах всегда ощущается целеустремленность движения. Шуберт находит пути многогранного преломления подобной смысловой направленности. В данном жанре он с помощью песенности создает необходимые для углубления перспективы островки выразительности.

Значение маршей как выдающихся достижений Шуберта улавливали уже некоторые из его современников. «Военный марш» опус 51 № 1 одно из лучших произведений композитора.

Франц Шуберт – «Неоконченная симфония»

Шуберт Ф. — Неоконченная симфония. Часть 1.
Академический симфонический оркестр Донецкой филармонии имени С.С. Прокофьева. Дирижер — заслуженный работник культуры России, профессор Анатолий Мохонько

Композитор активно работал над симфонией с 1822 по 1823 год. Вначале был сочинен фортепианный вариант, затем две части из трех были оркестрованы. Скерцо так и осталась в набросках. Музыковеды предполагают о решении автора, что продолжение мысли будет излишним и приведет к потере идейного содержания, но этот факт не подтвержден. До сих пор никто не знает, почему он был вынужден отказаться от классической формы.

Тем не менее, полностью опровергается факт, что композиция не завершена, так как после окончания работы Шуберт активно занимался другими проектами. Как отмечают его друзья, он не приступал к новым произведениям до тех пор, пока не завершит старое. Более того, он отдал партитуру Ансельму Хюттенбреннеру, который сам являлся достаточно известным музыкантом, имеющим специализацию в симфоническом жанре. Но друг, испугавшись, что Шуберт будет опозорен, оставил партитуру без внимания. Вскоре и Франц забыл о собственном труде.

Даже после смерти Шуберта рукопись пылилась найти у Хюттенрбреннера. В один прекрасный день 1865 года, австрийский дирижер Гербек разбирал неизданные ноты. Он искал интересные сочинения для концерта, посвященного венской музыке прошлого. Так была найдена неизвестная до сих пор запись. В тот же год состоялась премьера, которая имела оглушительный успех у публики.

Через год симфония была напечатана и стала исполняться по всему миру. Так к Францу Шуберту пришла слава гения.

Франц Шуберт  «Ave Maria»

Франц Шуберт — «Ave Maria»
Лучано Поворотти

Третья песня Эллен  — произведение Франца Шуберта, больше известное как «Ave Maria Шуберта» и в настоящее время часто исполняемое на канонический текст соответствующей католической молитвы.

Первоначально песня была написана Шубертом в 1825 году в составе вокального цикла на стихи из поэмы английского писателя Вальтера Скотта «Дева озера» в немецком переводе Адама Шторка (впрочем, возможность исполнения оригинального английского текста также предусматривалась композитором).

Третья песня Эллен, шестой номер в цикле из семи песен, представляла собой молитвенное обращение героини поэмы, Эллен Дуглас, к Деве Марии и начиналась латинскими словами «Ave Maria!», что дало в дальнейшем основания для исполнения на эту музыку полного латинского текста.

Бородин «В монастыре». (Первая пьеса Маленькой сюиты)

Бородин «В монастыре». (Первая пьеса Маленькой сюиты)
Партия фортепиано — В.Сафроницкий

Для фортепиано Бородин написал в зрелые годы немного произведений, всего 11 пьес. Семь из них образовали Маленькую сюиту.

К своему циклу «Маленькая сюита» он подходит с камерной стороны,  не придавая особое значение техническим изыскам и внешнему блеску.

У Бородина получился смешанный цикл фортепианных пьес. В пьесу «В монастыре» он вкладывает эпическое содержание, «Серенада» и «мазурки» — это жанровые зарисовки, «Ноктюрн», «Мечты» — лирическая «ночная музыка».

В архиве композитора сохранилась любопытная надпись на французском языке: «Маленькая поэма любви молодой девушки»: «Под сводами собора. Мечтает об обществе. Думает только о танцах. Думает о танцах и танцоре. Думает только о танцоре. Мечтает под звуки песни любви. Убаюкана счастьем быть любимой».

Пьеса «В монастыре» первая в Маленькой сюите и выделяется масштабами нарисованной картины, значительностью и цельностью содержания. Здесь два музыкальных образа: колокольный звон и пение. Оба они выражают одно настроение, одну мысль. В данной пьесе Бородина нет ни праздничности, ни тревоги – настроений, столь полно передаваемых колокольным звоном. Красочная сторона в этой пьесе как бы на втором плане. Развитие состоит в постепенном омрачении колорита, при переходе от маленьких колоколов к большим.

Смолкли колокола, и вот, вступает песенная тема – скромная, простая, тихая, как молитва. Общий характер – размеренный, эпический, строгий, но местами проступает наружу глубоко скрытое лирическое томление. В кульминационном разделе пьесы раскрывается глубоко скрытый конфликт. В момент высшего напряжения происходит остановка на диссонирующем аккорде, после чего следует мгновенный спад, и снова движение замыкается «церковным» кадансом (заключительным оборотом). Получается симметричная композиция, и ы ее замкнутости тоже есть образный смысл: выхода нет…

Ф. Шопен «Ноктюрн No 2 Опус 9 – Весна»

Фридерик Шопен – «Ноктюрн (ми-бемоль мажор)», №2.
Пианист: Валентина Лисица

Опус 9 включает в себя три ноктюрна, написанных Фридериком Шопеном в период с 1830 по 1832 год. Были опубликованы в 1832 году и посвящены мадам Мари Плейель.

Шопен сочинил свой самый известный ноктюрн №2 в 1830 году.

Ноктюрн имеет простую двухчастную форму (А, А, В, А, В, А) с кодой (C). В первой части левая рука играет однотипно, в правой нет аккордов и интервалов. Части A и B становятся более украшенными с каждым повторением. В предпоследней части имеется более значительная ритмическая свобода — она играется senza tempo — без темпа. Ноктюрн в ми-бемоль мажор начинается мелодией легато, в основном играется тихо (piano). Размер аккомпанемента — 12/8, который разделён на 4 части, по 3 ровных аккорда каждая.

Ф. Шопен «Вальс № 2, Opus 69 Си минор»

Вальс Шопена Opus 69 № 2 Си минор
Пианист: Цви Эрез

Большой блестящий вальс № 2 (3) ля минор был сочинён в 1831. Опубликован в 1838 году в тетради из трех Блестящих вальсов.

Р. Вагнер «Полет валькирий»

Р. Вагнер «Полет валькирий»
Оркестр Одесского Национального Академического театра оперы и балета.

Полёт вальки́рий— общераспространённое название начала третьего действия оперы «Валькирия», второй из четырёх опер Рихарда Вагнера, которые составляют цикл опер «Кольцо нибелунга». Лейтмотив с названием «Полёт валькирий» впервые был записан композитором 23 июля 1851 года. Предварительный набросок был сочинён в 1854 году как часть структуры целой оперы, полностью оркестрованной к концу первой четверти 1856 года. Помимо «Свадебного хора» из оперы «Лоэнгрин» является одним из наиболее известных музыкальных произведений Вагнера.

«Полёт валькирий», длящийся примерно 8 минут, начинается в прелюдии к действию, постепенно воздвигая следующие один за другим пласты сопровождения до тех пор, пока занавес не поднимется и не откроет горную вершину, где четыре из восьми валькирий, сестёр Брунгильды, собрались, чтобы отправить павших героев в Валгаллу. Когда они присоединяются к остальным четырём, проносится знакомая мелодия, в то время как над оркестром валькирии приветствуют друг друга и поют свой боевой клич. Помимо песни дочерей Рейна в опере «Золото Рейна», это единственное оркестровое музыкальное произведение в первых трёх операх из цикла «Кольцо нибелунга» Вагнера.

Р.Вагнер «Вступление» и «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда»

Р.Вагнер «Вступление» и «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда»
Симфонический оркестр Карельской государственной филармонии.
Дирижер Олег Солдатов

Легенда о Тристане и Изольде имеет кельтское происхождение, но получила широкое распространение в обработке как средневековых, так и позднейших авторов. Вагнер был знаком с романом Готфрида Страсбургского «Тристан» (XIII век), а также со стихотворениями Августа фон Платена «Тристан» и Юлиуса Мозена «Король Марк и Изольда», использовавшими этот сюжет; кроме того, драма «Тристан» была написана другом Вагнера Карлом Риттером. Настроения, господствующие в вагнеровской драме, близки «Гимнам к ночи» Новалиса.

Замысел произведения сформировался у Вагнера к середине 1850-х годов, в сентябре 1857 года был готов текст, в августе 1859 года – партитура. Но постановка «Тристана» постоянно откладывалась, в том числе и потому, что это новое и непривычное произведение было объявлено неисполнимым (так, Венская опера отказалась от него в 1863 году, несмотря на 77 проведённых репетиций; Алоиз Андер, предполагаемый исполнитель партии Тристана, вскоре после этого потерял голос и сошёл с ума).

Премьера «Тристана и Изольды» состоялась 10 июня 1865 года в Национальном театре в Мюнхене, заглавные партии исполняли Людвиг и Мальвина Шнорр фон Карольсфельд. Первая постановка в рамках Байройтского фестиваля состоялась в 1886 года под управлением Феликса Моттля.